Универсальные ботинки для молодежи и зрелых, рок-музыкантов и рабочих, мужчин и женщин
1945 год. Хорошее дело с кражи…начинается
К окончанию Второй мировой войны солдат армии Вермахта Клаус Мартенс получил перелом голеностопа. В госпитале у него возникла идея создания обуви, аналогичной армейским берцам, но более качественной и удобной. Момент был подходящим – люди послевоенного времени вместо неудобной военной обуви искали комфортную.
Воровство и грабежи встречались повсюду. Меха, драгоценности… А Клаус своровал кусок кожаной ткани, из которого пошил первый прототип. Для смягчения жесткой подметки он воспользовался воздушной подушкой.
1947-1959 годы. Штаны и самолетная резина
Перспективность идеи новых ботинок оценил университетский друг Клауса Мартенса, инженер-механик Герберт Функ. Став партнерами, они начали производить обувь в Зеепсхаупте, близ Мюнхена в 1947 году.
Но откуда брать сырье? Предприимчивые партнеры для подошв приобрели списанную немцами самолетную резину. А армейское снаряжение пригодилось для остальных деталей: эполеты пошли на стельки, из штанов офицерской формы вырезали кожу.
Слава пришла мгновенно. И 1952 год ознаменовался открытием фабрики. «Мартенсы» были представлены 200 моделями, основным потребителем стало женское население старше 40, вынужденное часами проводить на работе на ногах. А Мартенс грезил о других масштабах. И в конце 1950-х первую рекламу увидели в международных каталогах.
1960 год. Не немецкий, а британский бренд
Ботинки Мартинсы заинтересовали руководителя известной британской обувной компании Билла Григгса, и он помог вывести популярные ботинки на британский рынок, доработав их. Модели приобрели закругленные носы, протекторы в подошве, черно-желтый ярлык и стали прошиваться желтой нитью. Сложная ситуация с приписываемым нацизмом вынудила немца Мартенса продать лицензию Григгсу, и бренд стал позиционироваться как британский. Легендарная первая британская модель 1460 вышла 1 апреля 1960 года.
Dr Martens стали покупаться почтальонами, полицейскими, фабричными работниками, строителями. Удобство и демократичная стоимость покорили всех. Даже солистов рок-групп.
1963-1970 годы. Субкультуры, негатив и распространение по миру
Первые скинхеды внешне выделялись короткими стрижками, наличием бакенбардов и натертыми черным кремом темно-красными «мартенсами», своеобразным символом насилия. Традиционно они «обновляли» купленную пару ботинок избиением кого-либо ногами до крови.
В 1972 году стильную обувку облюбовали представители другой субкультуры – панки, затем готы. Отметились «мартенсы» среди известных музыкантов. Вошли в экипировку футболистов «Челси».
1980-1990 годы. Молодежная мода
Dr Martens стали популярны среди молодежи во всем мире независимо от принадлежности к определенной субкультуре. Их сочетали с гольфами, надевали на рваные колготки, оставляли шнурки незавязанными, ставили логотипы кумиров. Ботинки можно было увидеть и на концертах, и в повседневности.
2000 годы. Крутой вираж
Более сотни миллионов проданных пар, две с половиной сотни вариантов обуви, одежда, аксессуары под брендом Dr.Martens… И вдруг выручка падает в разы, производство переносится в Китай, сокращаются рабочие места, неудачная реклама, попытки продать компанию... Ее в 2013 году купила компания Permira.
2010-2018 годы. И снова взлет
Для возврата популярности использовались разные возможности: грамотная, масштабная и разнообразная реклама, смена ориентации на аудиторию. И – подействовало, что подтвердили ежегодные продажи 10 миллионов пар «мартенсов». Бренд практически не имеет конкурентов. В «мартенсах» можно увидеть любого.